Краткая Инструкция для построения ИИ
Re: Краткая Инструкция для построения ИИ
В продолжении предыдущего поста и моей статьи (здесь от 15.10.2020) «Концептульные проблемы проектирования и реализация «интеллектуальных» систем.». Для моделистов-конструкторов и других фанатов ИИ, GPT и т.п. конструкций лекция А.Д. Сахарова «Уроки малых сетей», https://yandex.ru/video/preview/254181263148586380 (желательно с консультантом по этологии). Необходимо отметить, что не со всеми утверждениями А.Д. Сахарова можно согласиться, но в концептуальном плане его высказывания имеет большое значение.
Re: Краткая Инструкция для построения ИИ
"Завершён проект воссоздания человеческого мозга в компьютере стоимостью €600 млн. Что в итоге?" habr.com/ru/articles/761406/ Закономерный результат амбиций вместо понимания материальной части биологических структуры. Впереди еще много таких же итогов по части конструирования семантических систем типа LLM. Как говорится - флаг в руки ....
Re: Краткая Инструкция для построения ИИ
А вот и объяснение по поводу провала проекта воссоздания человеческого мозга в компьютере. Неадекватность в определениях порождает глупость. Дуглас Хофштадтер: «…интеллект — это способность разглядеть суть вещей». Имея объектно-ориентированное представление о мире и тем самым подменив понятия «смысл событий» на «суть вещей» понес дальше ахинею: «Мышление — это сведе́ние идей воедино так, чтобы они соответствовали реальному положению вещей.»
«А если у них есть концепты, значит, у них есть и идеи. Если у них есть идеи, они могут сводить их воедино, а значит, они думают. А если идеи собираются вместе в соответствии с фактическим положением вещей в мире, значит, машины мыслят. И в определенной степени машины именно этим и занимаются.»
(Дуглас Хофштадтер: «Cознание в общепринятом понимании — это иллюзия»
elementy.ru/nauchno-populyarnaya_bibliot...imanii_eto_illyuziya )
Это предостережение для всех моделистов-конструкторов ИИ.
«А если у них есть концепты, значит, у них есть и идеи. Если у них есть идеи, они могут сводить их воедино, а значит, они думают. А если идеи собираются вместе в соответствии с фактическим положением вещей в мире, значит, машины мыслят. И в определенной степени машины именно этим и занимаются.»
(Дуглас Хофштадтер: «Cознание в общепринятом понимании — это иллюзия»
elementy.ru/nauchno-populyarnaya_bibliot...imanii_eto_illyuziya )
Это предостережение для всех моделистов-конструкторов ИИ.
Re: Краткая Инструкция для построения ИИ
Для понимания как формируется нервная система: С.В. Савельев - Раннее развитие мозга человека https://yandex.ru/video/preview/18267970037436727592
Форма и процесс
Кто бы мог подумать без чудес
Красота лишь форма не процесс.
Как иллюзия нам притупляет взор,
Без процесса лишь тупик, забор.
Форма мысли похоронит навсегда
А без мыслей не понять мне никогда,
Не увидеть будущего путь,
Если не поймешь процесса суть.
словарь: Форма - процесс находящийся в динамическом равновесии.
Все существующие LLM это семантические формы (алгоритмы), в которых отсутствует смысл, пока его не обнаружит субъект.
Форма и процесс
Кто бы мог подумать без чудес
Красота лишь форма не процесс.
Как иллюзия нам притупляет взор,
Без процесса лишь тупик, забор.
Форма мысли похоронит навсегда
А без мыслей не понять мне никогда,
Не увидеть будущего путь,
Если не поймешь процесса суть.
словарь: Форма - процесс находящийся в динамическом равновесии.
Все существующие LLM это семантические формы (алгоритмы), в которых отсутствует смысл, пока его не обнаружит субъект.
Re: Краткая Инструкция для построения ИИ
Наконец и до передовиков строительства ИИ стало доходить: «Наши руки — универсальная форма ввода, — объясняла Мурати в интервью Design News. — Мы [ими] строим, играем в шахматы, бросаем мячи, но когда дело доходит до технологий, оказываемся ограничены сенсорным экраном». Сенсорные экраны и вообще любые компьютерные интерфейсы она считала ограниченными — ведь они предусматривали только определенные функции, которые, к тому же, пользователь должен был изучить. Ей же хотелось, чтобы люди взаимодействовали с цифровыми объектами так же, как с физическими, — интуитивно. Виртуальную реальность Мурати называла наиболее человеко-ориентированной платформой. https://www.forbes.ru/forbes-woman/4860 ... ii-chatgpt
Вот единственная ценная мысль в рассуждениях Мурати Миры, которая может привести к созданию гетероадаптера (что это смотри на viewtopic.php?f=13&t=19600).
Вот единственная ценная мысль в рассуждениях Мурати Миры, которая может привести к созданию гетероадаптера (что это смотри на viewtopic.php?f=13&t=19600).
Re: Краткая Инструкция для построения ИИ
Наконец, хоть что-то разумное от конструкторов конечных автоматов, в соответствии материалистичного: "...новые смарт-браслеты будут использовать электромиографию (ЭМГ) для интерпретации нейронных сигналов, посылаемых в руку, и перевода их в команды устройства." https://hightech.plus/2024/04/22/meta-g ... alov-mozga
Re: Краткая Инструкция для построения ИИ
Примитивы для создания иного интеллекта:
«Воплощённый ИИ: взаимодействие с реальностью при помощи сенсоров и актуаторов
Когда система искусственного интеллекта (ИИ) выходит из цифрового мира в физическую реальность, перед нами возникает концепция воплощённого ИИ, где ИИ не просто обрабатывает информацию, но активно взаимодействует со своим окружением с помощью сенсоров и актуаторов. Всё это играет ключевую роль в обеспечении способностей системы ИИ к восприятию, пониманию и навигации в сложных физических пространствах.
В нашем очередном выпуске на канале «Технооптимисты» мы рассмотрим последние достижения в области сенсоров и исполнительных устройств, и проанализируем, как они расширяют возможности ИИ-агентов.
=== Сенсоры для воплощённого ИИ ===
1. Видеокамеры. Служат глазами ИИ и варьируются от простых камер для базового захвата изображений до сложных систем, позволяющих воспринимать глубину, распознавать лица и многое другое. Стереозрение, зрение на 360° и тепловизоры расширяют визуальное восприятие за пределы возможностей человека.
2. Датчики давления. Позволяют измерять силы, которые действуют на объекты или против них, и неотъемлемы для задач, требующих аккуратной обработки или манипуляции.
3. Акселерометры. Обнаруживая и измеряя изменения скорости, акселерометры помогают поддерживать равновесие и понимать динамику движения.
4. Гироскопы. Помогают сохранять ориентацию и стабильность, что является важным для передвижения роботов.
5. Микрофоны. Служат ушами ИИ и позволяют обнаруживать и анализировать звуки, включая распознавание голоса и аудиальное восприятие окружающей среды.
6. Датчики приближения. Позволяют обнаруживать наличие или отсутствие объектов поблизости без физического контакта.
7. Ультразвуковые датчики. Используя ультразвуковые волны, эти датчики могут определить расстояние до объекта, что полезно для систем навигации и избегания препятствий.
8. Лидары. Предоставляя высококачественные карты окружающей среды, лидары являются важными для выполнения сложных задач навигации.
9. Тактильные датчики. Имитируя человеческий осязание, тактильные датчики предоставляют данные о текстуре, температуре и форме, которые критичны для тонких взаимодействий с окружающей средой.
10. Химические датчики. Позволяют обнаруживать определенные химические вещества в окружающей среде, позволяя ИИ «чувствовать запах» и выполнять задачи, такие как обнаружение утечек газа или анализ качества воздуха.
11. Биоинспирированные датчики. Используя подсказки из мира природы, эти датчики могут предоставить системам ИИ способности, сходные с чувствами животных, такими как эхолокация или электрорецепция.
=== Исполнительные устройства для воплощённого ИИ ===
1. Электрические двигатели. Самый распространённый тип исполнительного устройства в робототехнике, идеально подходит для точного управления и движения.
2. Гидравлические актуаторы. Обладая высокой силой, эти исполнительные устройства предназначены для применения в тяжёлых условиях.
3. Пневматические актуаторы. Используя сжатый воздух для движения, эти исполнительные устройства ценятся за свою скорость и простоту.
4. Пьезоэлектрические актуаторы. Известные своей точностью, эти исполнительные устройства могут контролировать малые движения и часто используются в микроробототехнике.
5. Сплавы с памятью формы. Могут запомнить свою исходную форму и вернуться к ней после деформации, что полезно для создания искусственных мышц.
=== Экстра-восприятие воплощённого ИИ ===
Системы воплощённого ИИ могут превосходить человеческие пределы восприятия, обнаруживая стимулы вне нашего восприятия, такие как ультрафиолетовый свет, и обрабатывая типы данных, неизвестные человеческим ощущениям, например, электромагнитные поля. Это обещает создание ИИ-агентов с восприятием, превосходящим человеческую биологию, изменяя всё сферы от безопасности до здравоохранения.
Всё это показывает огромные горизонты, которые воплощённый ИИ исследует. Инновации тут не только расширяют возможности ИИ, но и фундаментально меняют взаимодействие ИИ с миром». https://vk.com/wall-215791879_551
«Воплощённый ИИ: взаимодействие с реальностью при помощи сенсоров и актуаторов
Когда система искусственного интеллекта (ИИ) выходит из цифрового мира в физическую реальность, перед нами возникает концепция воплощённого ИИ, где ИИ не просто обрабатывает информацию, но активно взаимодействует со своим окружением с помощью сенсоров и актуаторов. Всё это играет ключевую роль в обеспечении способностей системы ИИ к восприятию, пониманию и навигации в сложных физических пространствах.
В нашем очередном выпуске на канале «Технооптимисты» мы рассмотрим последние достижения в области сенсоров и исполнительных устройств, и проанализируем, как они расширяют возможности ИИ-агентов.
=== Сенсоры для воплощённого ИИ ===
1. Видеокамеры. Служат глазами ИИ и варьируются от простых камер для базового захвата изображений до сложных систем, позволяющих воспринимать глубину, распознавать лица и многое другое. Стереозрение, зрение на 360° и тепловизоры расширяют визуальное восприятие за пределы возможностей человека.
2. Датчики давления. Позволяют измерять силы, которые действуют на объекты или против них, и неотъемлемы для задач, требующих аккуратной обработки или манипуляции.
3. Акселерометры. Обнаруживая и измеряя изменения скорости, акселерометры помогают поддерживать равновесие и понимать динамику движения.
4. Гироскопы. Помогают сохранять ориентацию и стабильность, что является важным для передвижения роботов.
5. Микрофоны. Служат ушами ИИ и позволяют обнаруживать и анализировать звуки, включая распознавание голоса и аудиальное восприятие окружающей среды.
6. Датчики приближения. Позволяют обнаруживать наличие или отсутствие объектов поблизости без физического контакта.
7. Ультразвуковые датчики. Используя ультразвуковые волны, эти датчики могут определить расстояние до объекта, что полезно для систем навигации и избегания препятствий.
8. Лидары. Предоставляя высококачественные карты окружающей среды, лидары являются важными для выполнения сложных задач навигации.
9. Тактильные датчики. Имитируя человеческий осязание, тактильные датчики предоставляют данные о текстуре, температуре и форме, которые критичны для тонких взаимодействий с окружающей средой.
10. Химические датчики. Позволяют обнаруживать определенные химические вещества в окружающей среде, позволяя ИИ «чувствовать запах» и выполнять задачи, такие как обнаружение утечек газа или анализ качества воздуха.
11. Биоинспирированные датчики. Используя подсказки из мира природы, эти датчики могут предоставить системам ИИ способности, сходные с чувствами животных, такими как эхолокация или электрорецепция.
=== Исполнительные устройства для воплощённого ИИ ===
1. Электрические двигатели. Самый распространённый тип исполнительного устройства в робототехнике, идеально подходит для точного управления и движения.
2. Гидравлические актуаторы. Обладая высокой силой, эти исполнительные устройства предназначены для применения в тяжёлых условиях.
3. Пневматические актуаторы. Используя сжатый воздух для движения, эти исполнительные устройства ценятся за свою скорость и простоту.
4. Пьезоэлектрические актуаторы. Известные своей точностью, эти исполнительные устройства могут контролировать малые движения и часто используются в микроробототехнике.
5. Сплавы с памятью формы. Могут запомнить свою исходную форму и вернуться к ней после деформации, что полезно для создания искусственных мышц.
=== Экстра-восприятие воплощённого ИИ ===
Системы воплощённого ИИ могут превосходить человеческие пределы восприятия, обнаруживая стимулы вне нашего восприятия, такие как ультрафиолетовый свет, и обрабатывая типы данных, неизвестные человеческим ощущениям, например, электромагнитные поля. Это обещает создание ИИ-агентов с восприятием, превосходящим человеческую биологию, изменяя всё сферы от безопасности до здравоохранения.
Всё это показывает огромные горизонты, которые воплощённый ИИ исследует. Инновации тут не только расширяют возможности ИИ, но и фундаментально меняют взаимодействие ИИ с миром». https://vk.com/wall-215791879_551
Re: Краткая Инструкция для построения ИИ
Прогноз на следующую игрушку, которая будет гораздо серьезней, чем все предыдущие (жизнь, покемоны, GPT). На сегодня есть мнение, что "Искусственного интеллекта не существует.
Точнее, существует такой бренд, темка, которую активно форсят уж больше 10 лет (но были заходы и ранее). Но то, что сегодня пытаются впарить под этим брендом — интеллектом не является. С таким же успехом можно называть искусственным интеллектом 1С-Бухгалтерию или Яндекс.Навигатор."
https://vk.com/wall-166353059_76324.
Ажиотаж вокруг ИИ спадает. Как и покемоны, ИИ начинает надоедать, по-видимому, бабуины наигрались... . Поэтому, следующая игрушка будет уже не совсем игрушкой, а частью межсубъектного матрикса с развивающейся эфферентной структурой, например: дроны и им подобные устройства, объединенные в структурные рои.
Точнее, существует такой бренд, темка, которую активно форсят уж больше 10 лет (но были заходы и ранее). Но то, что сегодня пытаются впарить под этим брендом — интеллектом не является. С таким же успехом можно называть искусственным интеллектом 1С-Бухгалтерию или Яндекс.Навигатор."
https://vk.com/wall-166353059_76324.
Ажиотаж вокруг ИИ спадает. Как и покемоны, ИИ начинает надоедать, по-видимому, бабуины наигрались... . Поэтому, следующая игрушка будет уже не совсем игрушкой, а частью межсубъектного матрикса с развивающейся эфферентной структурой, например: дроны и им подобные устройства, объединенные в структурные рои.
Re: Краткая Инструкция для построения ИИ
Адекватные мысли для моделистов-конструкторов ИИ: "Ян Лекун, профессор Нью-Йоркского университета, старший научный сотрудник Meta* (запрещена на территории РФ) и пионер в области искусственного интеллекта, считает, что ИИ до сих пор далек от того, чтобы стать разумным, сообщает TechCrunch.
Лекун и раньше открыто выражал свой скептицизм, например, он написал в Twitter: «Прежде чем беспокоиться о контроле сверхразумного ИИ, нам нужно получить хотя бы намек на дизайн системы, которая будет умнее домашней кошки».
Он также изложил свою точку зрения в интервью The Wall Street Journal, где ответил на вопрос о том, становится ли ИИ достаточно умным, чтобы представлять угрозу человечеству, сказав, что это «полная чушь». https://dzen.ru/a/Zx_n8azAWFrqHAKU
И еще: "«У кошек есть мысленная модель мира, долговременная память, способность рассуждать и планировать, а современные ИИ не обладают этими качествами», — говорит он.
По его словам, современные модели на самом деле просто предсказывают следующее слово в тексте. Но они настолько хороши в этом, что вводят людей в заблуждение. Из-за их огромных объемов памяти может казаться, что они рассуждают, хотя на самом деле они просто воспроизводят информацию, на которой их уже обучили.
«Мы привыкли к мысли, что люди или животные, которые могут выражать свои мысли и использовать речь, умны, но это не так, — говорит Лекун. — Вы можете разговаривать и не быть умны, и именно это показывают большие языковые модели». Ученый также уточняет, что у ИИ нет собственных мыслей — лишь те, что в него вложили разработчики. https://hightech.plus/2024/10/15/yan-le ... naya-chush
Лекун и раньше открыто выражал свой скептицизм, например, он написал в Twitter: «Прежде чем беспокоиться о контроле сверхразумного ИИ, нам нужно получить хотя бы намек на дизайн системы, которая будет умнее домашней кошки».
Он также изложил свою точку зрения в интервью The Wall Street Journal, где ответил на вопрос о том, становится ли ИИ достаточно умным, чтобы представлять угрозу человечеству, сказав, что это «полная чушь». https://dzen.ru/a/Zx_n8azAWFrqHAKU
И еще: "«У кошек есть мысленная модель мира, долговременная память, способность рассуждать и планировать, а современные ИИ не обладают этими качествами», — говорит он.
По его словам, современные модели на самом деле просто предсказывают следующее слово в тексте. Но они настолько хороши в этом, что вводят людей в заблуждение. Из-за их огромных объемов памяти может казаться, что они рассуждают, хотя на самом деле они просто воспроизводят информацию, на которой их уже обучили.
«Мы привыкли к мысли, что люди или животные, которые могут выражать свои мысли и использовать речь, умны, но это не так, — говорит Лекун. — Вы можете разговаривать и не быть умны, и именно это показывают большие языковые модели». Ученый также уточняет, что у ИИ нет собственных мыслей — лишь те, что в него вложили разработчики. https://hightech.plus/2024/10/15/yan-le ... naya-chush
Re: Краткая Инструкция для построения ИИ
«Из-за огромного избытка степеней свободы у наших органов никакие двигательные импульсы к мышцам, как бы точны они ни были, не могут сами по себе обеспечить правильное движение, согласное с нашими намерениями.
И упругость мышечных тяг, которые не могут так же точно и строго передавать движения, как твердые рычаги машин, и непомерная подвижность длинных суставчатых цепочек конечностей, и, наконец, множество внешних сил, осаждающих нас со всех сторон, — все это сообща приводит к тому, что, включая ту или другую мышцу, мозг совершенно не в состоянии знать заранее, куда от этого включения двинется конечность».
«… способ сделать конечность управляемой только один: непрерывно с самого первого момента бдительно выверять движение с помощью донесений органов чувств и вести его все время на узде соответствующих коррекций».
(Н. Бернштейн. «О ловкости и её развитии») https://pedlib.ru/Books/1/0257/1_0257-183.shtml .
Что это значит для практика?
Во-первых, выработка двигательного навыка — сложный многоуровневый процесс, каждый этап которого имеет свою цель и нуждается в специально выделенном времени и внимании.
Эти этапы необходимо знать, понимать их смысл и уметь с ними работать.
Во-вторых, нет возможности выработать точную стереотипную команду для нужного движения, запомнить её где-то в моторной коре и воспроизводить по мере необходимости.
Это невозможно в принципе из-за избыточности степеней свободы и неопределенности внешней и внутренней ситуации.
В-третьих, автоматизация не имеет ничего общего со стереотипизацией. Высшие автоматизмы — это не набор точных команд, а выработка мозгом эффективных, быстрых и гибких сенсорных коррекций, с помощью которых мозг, в режиме реального времени, может активно и быстро строить нужное движение для решения актуальной жизненной задачи. Для решения такой задачи внутри экстрафузальных мышц, находятся интрафузальные, которые и формируют тонкую регуляцию движения.
Всё это вместе требует другого подхода к физической культуре и педагогике в целом, других акцентов в процессе обучения.
И еще, в 2007 году на forum.aicommunity.org я объяснял как происходит такой поведенческий акт как мышление: "Мысли это результат множества параллельно-последовательных поведенческих актов, которые отражают состояние границ субъекта и те потоки возбуждения, требующиеся для регулирования этих границ, которые и формируют на электродах аппарата ЭЭК суммарную активность этих возбуждений. В процессе становления субъекта (обучения), формируются множество стандартных шаблонов (поведенческих актов) на тот или иной образ (на изменение границ субъекта). Некоторые поведенческие акты выражаются ввиде жестов и звуков, которые могут сопрягаться с жестами и звуками других субъектов, что приводит к формированию схожести реакции на одни и те же источники изменений, впоследствии приобретающее значение как знак (семантика). Используя эти шаблоны жестов и знаков, но на уровне интрафузальных мышц (находящиеся внутри обычных), то есть без видимых и слышимых реакций, субъект формирует шаблоны обмена с виртуальным субъектом. Это и есть Ваши мысли, то есть за каждой мыслью стоит конкретный набор поведенческих актов, отражающий Ваше отношение к окружающему миру через свою границу. Отсюда, имеет ли смысл заниматься перекодированием импульсов возбуждения, тем более, что у каждого субъекта своя «картинка» этих возбуждений, связана с особенностями структуры всего субъекта."
И упругость мышечных тяг, которые не могут так же точно и строго передавать движения, как твердые рычаги машин, и непомерная подвижность длинных суставчатых цепочек конечностей, и, наконец, множество внешних сил, осаждающих нас со всех сторон, — все это сообща приводит к тому, что, включая ту или другую мышцу, мозг совершенно не в состоянии знать заранее, куда от этого включения двинется конечность».
«… способ сделать конечность управляемой только один: непрерывно с самого первого момента бдительно выверять движение с помощью донесений органов чувств и вести его все время на узде соответствующих коррекций».
(Н. Бернштейн. «О ловкости и её развитии») https://pedlib.ru/Books/1/0257/1_0257-183.shtml .
Что это значит для практика?
Во-первых, выработка двигательного навыка — сложный многоуровневый процесс, каждый этап которого имеет свою цель и нуждается в специально выделенном времени и внимании.
Эти этапы необходимо знать, понимать их смысл и уметь с ними работать.
Во-вторых, нет возможности выработать точную стереотипную команду для нужного движения, запомнить её где-то в моторной коре и воспроизводить по мере необходимости.
Это невозможно в принципе из-за избыточности степеней свободы и неопределенности внешней и внутренней ситуации.
В-третьих, автоматизация не имеет ничего общего со стереотипизацией. Высшие автоматизмы — это не набор точных команд, а выработка мозгом эффективных, быстрых и гибких сенсорных коррекций, с помощью которых мозг, в режиме реального времени, может активно и быстро строить нужное движение для решения актуальной жизненной задачи. Для решения такой задачи внутри экстрафузальных мышц, находятся интрафузальные, которые и формируют тонкую регуляцию движения.
Всё это вместе требует другого подхода к физической культуре и педагогике в целом, других акцентов в процессе обучения.
И еще, в 2007 году на forum.aicommunity.org я объяснял как происходит такой поведенческий акт как мышление: "Мысли это результат множества параллельно-последовательных поведенческих актов, которые отражают состояние границ субъекта и те потоки возбуждения, требующиеся для регулирования этих границ, которые и формируют на электродах аппарата ЭЭК суммарную активность этих возбуждений. В процессе становления субъекта (обучения), формируются множество стандартных шаблонов (поведенческих актов) на тот или иной образ (на изменение границ субъекта). Некоторые поведенческие акты выражаются ввиде жестов и звуков, которые могут сопрягаться с жестами и звуками других субъектов, что приводит к формированию схожести реакции на одни и те же источники изменений, впоследствии приобретающее значение как знак (семантика). Используя эти шаблоны жестов и знаков, но на уровне интрафузальных мышц (находящиеся внутри обычных), то есть без видимых и слышимых реакций, субъект формирует шаблоны обмена с виртуальным субъектом. Это и есть Ваши мысли, то есть за каждой мыслью стоит конкретный набор поведенческих актов, отражающий Ваше отношение к окружающему миру через свою границу. Отсюда, имеет ли смысл заниматься перекодированием импульсов возбуждения, тем более, что у каждого субъекта своя «картинка» этих возбуждений, связана с особенностями структуры всего субъекта."